К основному контенту

#ЦайДао. Заточка. Бюджетные «бруски» для режущей кромки

Я — известный скопидом и жадина. По этой причине пока не вижу глубокого смысла в приобретении дорогих японских камней для заточки.»Но как же так?» — спросят меня читатели — «Так нельзя, без них никак!»


Обхожусь… Обхожусь нормальным рабочим бюджетным решением. О нём, об этом бюджетным решении для заточки и доводки ножей Цай-Дао, и пойдёт сегодня речь.



Решение это известное. И не является тайной. Интернет-форумы по заточке, видео-каналы предоставляют достаточное количество информации о том, как использовать наждачную бумагу для заточки всех видов ножей. Именно на основании этой информации я работаю над формированием режущей кромки и её доводкой.


Можно много спорить о том, насколько правильно или неправильно  использование наждачки в заточной практике. На основании своего опыта я могу сказать, что наждачная бумага при её продуманном и правильном использовании позволяет получать вполне приемлемую для ЦайДао и домашней кухни остроту. 


При этом экономичность такого подхода помогает использовать его любому интересующемуся заточкой человеку. Да и поиск наждачной бумаги в отличие от поиска камней не составляет никакого труда: хорошего качества влагостойкая (это важно!) бумага нужных зернистостей легко доступна в любом магазине по продаже автозапчастей. Она предлагается в отделе с красками и шпатлёвками.


Кроме этого, для заточки на наждачной шкурке нужны: тонкая двусторонняя липкая лента (скотч), основа для «брусков» из алюминия, дерева, камня.

Шкурку (или наждачную бумагу) лучше брать водостойкую. По сути, устойчивость шкурки к воде нам не нужна (заточка ведётся «на сухую»), но она более стойкая к истиранию вообще, а потому лучше подходит для работы. Особенно таким жадинам, как я…

Шкурка нужна для одной очень несложной вещи: с её помощью мы будем имитировать заточные бруски разной зернистости. Я взял шкурки 4 размеров зерна: 320, 800, 1000 и 3500. Чем больше номер шкурки, тем она мельче.


Примерное правило подбора зернистостей наждачки ничем не отличается от подбора камней: каждая последующая должна быть мельче предыдущей примерно в два раза. А её «номер» должен быть в два раза больше (кто Кэп, тот я!). У меня это соотношение чуть нарушено, так как оптимально вместо тысячной использовать бы полуторатысячную. Но мне было лень искать нужную бумагу перед фотосессией, я взял, что было под рукой. В конце концов, на конечный результат это будет влиять мало, хотя разницу между 1000 и 3500 «затачивать» сложнее, чем между 1500 и 3500.

С помощью клейкой ленты, твёрдой основы и наждака мы делаем бюджетный заменитель камня нужной нам зернистости. Я делаю сразу несколько полос удобной ширины, так как расход наждачной бумаги при заточке относительно высокий. Тонкий слой абразива стачивается быстро, вне зависимости от стойкости бумаги.


На стандартный магазинный лист наклеиваю липкую ленту несколькими полосами.


Эти полосы разрезаю между собой по просветам скотча.


Концы полученных полос помечаю с помощью разных «узоров»: 320 — оставляю ровный край, 800 — край срезаю на один угол, 1000 — треугольник, 3500 — овал. Разная форма края позволит легко определить зернистость даже после наклеивания ленты на основание. Это очень актуально в том случае, если наждачная бумага разной зернистости одинакового цвета.


По необходимости эти полосы будут приклеены к твёрдому металлическому основанию и послужат отличной заменой дорогим каменным брускам.

Узкие полоски, которые остались у меня от листа, я приклеиваю на свои домашние «мусаты» — узкие бруски из алюминия.


Этими «мусатами» я пользуюсь, когда нужно быстро подправить (320 и 800) или навести кромку (1000 и 3500). Они берут любую сталь, а не только её мягкие разновидности, как мусат металлический из ножевого набора.

Старую наждачку аккуратно сдираю так, чтобы не осталось следов скотча на алюминии. Даже малейшие остатки клея сделают поверхность будущего «бруска» неровной, что сильно помешает заточке.


На её место наклеиваю новую шкурку и тщательно разглаживаю поверхность.


Повторяю процесс с разными бумажками, наклеивая их на обе стороны импровизированных брусков.




За пять минут готовы к использованию неплохие (не отличные, нет!) бруски для формирования и доводки режущей кромки хозяйственного ножа.

Комментарии